Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
- нормативные требования;
- заключение МПМПК– для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- доступная среда (беспрепятственный доступв здание и на территорию и т. д.);
- сокращенное количество детей в учебной группе.
Условия, которые созданы в детском саду № 1 для обучающихся с определенными видами ОВЗ
Вид ОВЗ | Характерные особенности детей с ОВЗ и инвалидностью | Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 | Условия в ДОУ |
Нарушение зрения | Ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
|
Если рекомендовано МПМПК – есть возможность с нового учебного года организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;
подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы |
Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее:
дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема; рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр; специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др. |
Нарушение слуха | Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. | Воспроизводить информацию звуковыми средствами | Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда содержит игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
зрительного — игры, в которых мы подбираем цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
слухового — музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.; тактильно-двигательного — тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер» и др. |
Нарушение опорно-двигательного аппарата | Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза.
Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение. Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том, что ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.
|
Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы;
организовать: – пандусы; – поручни; – расширенные дверные проемы; – лифты; – локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; – специальные кресла и другие приспособления |
Развивающая предметно-пространственная среда содержит игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка: игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. — для предметно-манипулятивной. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам.
И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей: сенсорные лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками; массажные игрушки — различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.; игры для развития мелкой моторики — прищепки, шнуровки, бусы и др. |
За счет каких средств создают условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях
Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:
- выполнения государственного (муниципального) задания;
- обеспечения деятельности на основании ПФХД;
- реализации государственной программы «Доступная среда» учреждениями, которые включены в перечни Минобрнауки России от 22 апреля 2016 г., от 1 сентября 2016 г.;
Так следует из пункта 5 части 1 статьи 8, пункта 5 части 1 статьи 9, части 2 статьи 99 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297.
Как получить заключение МПМПК
Решение о прохождении МПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в МПМПК города Новочеркасска, расположенную по адресу: ул. Молодежная,59:
- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
- копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
- заключение психолого-медико-педагогического консилиумаили специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);
- заключение МПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
- характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии).
Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью МПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной МПМПК (п. 25 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение МПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.
Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения МПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение МПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в Управление образования Администрации города (далее – УО) или нет.
Если родители предоставили в УО или в образовательную организацию заключение МПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.
Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года, с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Минимальный срок, на который МПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.
Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение МПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).
Какие штатные единицы введены в нашем детском саду для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации обеспечивает работа педагогического коллектива, в том числе специалистов сопровождения:
педагог-психолог,
учителя-логопеды,
медицинских работников.
В детском саду возможно при необходимости организовать работу тьютера и ассистента при наличии финансовых средств или с начала нового учебного года при получении нового муниципального задания.
Как распределяются обязанности специалистов при обучении детей с ОВЗ
Специалисты сопровождения разрабатывают и реализуют адаптированные программы, выявляют особые образовательные потребности и проводят коррекционно-развивающие занятия.
Тьютор находится рядом с воспитанником и помогает ребенку осваивать содержание программы.
Тьютор может выполнять следующие функции:
1) педагога сопровождения, воспитателя, который:
- оказывает помощь;
- выполняет рекомендации МПМПК;
- ведет педагогическую и воспитательную работу;
- обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;
- включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах;
- организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ;
- помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;
2) специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).
Объем работы тьютора с ребенком определяет МПМПК – от нескольких часов до полной занятости в день.
Например, для учащихся с расстройствами аутистического спектра тьютор может быть рекомендован на полный день. В этом случае он будет присутствовать на всех уроках (п. 29 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Ассистенты (помощники) оказывают техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:
- переносят инвалидные коляски;
- оказывают обучающимся помощь при посещении туалетных помещений, столовой;
- ориентируют ребенка в здании образовательной организации.
О необходимости организовать техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015,
пунктах 18–19 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014.
Минобрнауки России в письме от 11 марта 2016 г. рекомендует введение персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента.
Учащихся с расстройствами аутистического спектра сопровождают педагоги-психологи. Они проводят индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра.
Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций МПМПК, которые образовательная организация обязана выполнить.
Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ в организации.
Для реализации адаптированных общеобразовательных программ в пункте 32 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, приведены штатные единицы для школы:
- учитель-дефектолог(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
- учитель-логопед на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
- педагог-психологна каждые 20 учащихся с ОВЗ;
- тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
Эти нагрузочные соотношения являются желательными, но окончательное решение принимает учредитель образовательной организации. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей.
Вопрос обеспечения специалистами сопровождения может быть решен:
- введением должности в штатное расписание;
- расширением должностных обязанностей педагогических работников – учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога и других;
- использованием ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии(ст. 15 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Организация режима дня обучающихся с ОВЗ
На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к режиму отсутствуют, поэтому применяются СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26
МПМПК может рекомендовать сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного пребывания – не более 4 часов. И эта рекомендация должна быть выполнена как педагогами дошкольной образовательной организации, так и родителями ребенка.
Режим дня обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ, определен приложением 2 к СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.
Внимание: продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную утомляемость, быть здоровьесберегающим.